Как создать фокус-группу?Всем привет! Сегодня я хотел бы поговорить о такой важной для любого маркетолога теме, как о фокус-группах в Интернете.

Практика использования фокус-групп, для определения потребностей клиента и других маркетинговых исследований, получила широкое распространения на западе в начале 21 века. Постепенно, фокус-группы добрались и до России, однако широкой востребованности не получили. Причиной тому является финансовые и временные затраты, которые в итоге не окупаются у нас в стране. Почему то в России маркетинговым исследованиям уделяют гораздо меньше внимания, чем на западе.

Что такое фокус-группа?

Фокус-группа — это вид социалогического исследования (в нашем случае – маркетингового), который основан на обсуждении товара или услуги группой людей, хорошо знакомых с этим продуктом. Целью фокус-группы является выявление плюсов и минусов продукта, его реализации, и всевозможным проблемам, связанным с его использованием.

Применение фокус-групп в маркетинге также позволяет определить целевую аудиторию и ее потребности.

Теперь попробуем представить, что нам нужно собрать фокус-группу в онлайне для исследования нашего интернет-магазина. Магазин продает, посетители есть, но – потенциал явно гораздо выше. Именно такую цель ставим перед фокус-группой – определить недостатки интерфейса, оценить дизайн и выявить потребности покупателей.

1. Ставим цели и собираем людей

Цели мы уже поставили, но как набрать подходящую фокус-группу? Здесь нам помогут тематические форумы. К примеру, наш магазин продает ЖК-телевизоры. Ищем технические форумы, где обсуждается наш товар. Создаем тему о наборе людей в фокус-группу для исследования интернет-магазина. URL называть совсем необязательно. Перед этим стоит определиться – будем мы платить людям деньги, или проведем исследование на добровольной основе. В первом случае приготовьтесь к наплыву людей, абсолютно ничего не понимающих в технике, во втором – к обилию критики и скепсиса. Но писать Вам будут, какой бы вариант вы не выбрали.

Также можно разместить объявления в социальных сетях. Как вариант – найти тематическую группу в Одноклассниках, списаться с ее администратором и договориться об объявлении.

2. Определяем сроки, назначаем время работы, выбираем инструменты

Здесь важно не переусердствовать – многие люди из Вашей фокус-группы работают, учатся и т.д., поэтому проводить по 4-5 часов вечером ежедневно перед монитором они не имеют ни желания, ни возможности. Оптимальный вариант – 2-3 часа в выходные вечером на протяжении месяца. За это время вполне можно успеть сделать необходимые выводы.

Особенно тщательно стоит продумать где и как вы будете общаться:

  • чат на Вашем хостинге (движков чатов в сети полно, трудностей не будет);
  • форум на Вашем хостинге (подойдет любой бесплатный);
  • голосовое общение с помощью программы Skype (здесь придется предварительно согласовать с участниками – микрофоны есть не у всех).

3. Разработка сценария, подготовка вопросов

Разработка сценария – процесс очень важный. Следует составить список вопросов в зависимости от их важности. Также стоит распланировать время, которое будет уходить на каждый вопрос, чтобы не терять драгоценные минуты и полностью использовать потенциал фокус-группы. Следует также подумать над овербукингом, а также учесть, что люди могут выходить из обсуждения – проблемы с Интернетом, макароны подгорают и т.д., а потом возвращаться, и придется им разъяснять нить беседы во время их отсутствия.

4. Проведение фокус-группы

Во время бесед с фокус-группой стоит вести себя предельно профессионально – четкие, ясные вопросы, ответы на вопросы участников, никакой полемики и посторонних бесед. Выслушивать стоит каждого участника по очереди. Если в процессе возникают споры между участниками – пресекать их на корню не стоит – мы же помним, что в спорах рождается истина?

В целом нужно постараться провести своеобразный блиц-опрос, выяснить мнения и сделать выводы.

5. Подведение итогов, меры

Анализ полученных данных – дело также весьма непростое. Не каждый сможет выделить важные детали из большого массива полученной информации. В любом случае, теперь нужно постараться и исправить все выявленные недостатки нашего интернет-магазина, постараться учесть пожелания фокус-группы к качеству товара, а также уделить внимание мелочам, которые обязательно обнаружились на сайте.

Таким образом, проведение фокус-группы в онлайне, хоть и не столь эффективно, по сравнению с оффлайновым исследованием, но также может дать нам огромное количество полезной информации.